Рабочая программа по внеурочной деятельности по истории 7класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
д.Идяш Зианчуринского района Республики Башкортостан

«Рассмотрено и принято»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель ШМО
Зам.директора по УВР
Директор школы
Л.З.Канчурина
Э.М.Уракаева
Р.Ш.Канчурин
Протокол №1
от « » августа 2023г.
Приказ №
от « » августа 2023г
от « » августа 2023г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность .По страницам истории» для 7 класса
на 2023-2024учебный год
учителя высшей квалификационной категории
МухамедьяновойАйгульСагитовны

Идяш-2023

Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм
стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой
зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной
деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача
образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение
интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего
поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа,
воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование
гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована


социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным
потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской
ответственностью, патриот;



ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.

Программа внеурочной деятельности “По страницам истории»по духовно-нравственному
направлению разработана для обучающихся 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС
ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы
заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся,
обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности
ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том,
что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте
необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«По страницам истории » разработана в соответствии с:


Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;



Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;.



Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.



Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.



Устав МОБУ СОШ д.Идяш



ФОП ООО МОБУ СОШ д.Идяш

В гимназии созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям,
ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности
гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на
развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому
наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально
ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных
усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности,
духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного
развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося
жизненного опыта;
2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному,
конструктивному взаимодействию с другими людьми;
3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.
4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении
учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала,
лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные
ценности:


патриотизм, гражданственность,



социальная солидарность,



человечество, семья,



нравственность,



здоровье,



творчество, труд,



экология,



наука, образование,



интеллект, искусство,



традиционные религии России.

Механизм реализации программы
Программа рассчитана на1учебный год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися
7 классов,1 час в неделю,33 часа на уч.год.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие
виды деятельности:
o

игровую,

o

творческую,

o

досуговую,

o

коммуникативную,

o

проектную,

o

издательскую,

o

социально-значимую,

o

поисковую.

Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.

Игровая деятельность:

Деловая игра, ролевая игра, викторина,

Творческая:

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Досуговая:

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, \

Коммуникативная:

Публичные презентация, беседа,Библиотечный урок

Проектная:

Реализация коллективных и групповых проектов.

Издательская:

Написание статей, фоторепортажи, издание
спецвыпусков

Социально-значимая:

Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти,
благоустройство и эстетизации окружающей среды,
благотворительная деятельность.

Поисковая:

, Музейный урок, экскурсия.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной
деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год:34 часа
Срок реализации-1 год(2023-2024уч.год)
Место проведения занятий: учебные кабинет, школьный музей, библиотека школы.,сельская
библиотека
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие
формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из
художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц,
поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и
подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, миниконкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного
взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и
творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал,
соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями,
необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с
другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения
к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования
нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость
бережного отношения к людям и предметам их труда.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных
связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной

деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным
правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным
основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и
аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо
использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные
обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые
помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать
коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные
способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ,
выполнение творческих проектов.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию
процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении
знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин,
фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической
литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр,
телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция
школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об
основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека;
освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь
самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и
находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в
соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться
информационными источниками;

• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника,
высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
 с активной жизненной и гражданской позицией;
 уважающий историческое прошлое нашего народа;
Содержание курса ВД
Тема 1.Введение Моя Родина Россия,моя Родина –Башкортостан».беседа с учащимися о своей
Родине.
Тема2По страницам истории 9викторина).Проведение на знание истории своей Родины
Тема 3.История длиною в 1 век.Образование БАССР.история образования, личности .
Тема 4.Викторина на знание истории малой Родины.
Тема5.Известные личности Зианчуринского района.
Тема6.Зианчуринскому району -90 лет.История образования района,личности на пути образования
района.
Тема 7.11 октября –День Республики Башкортостан. История приобретения независимости .1
президент М.Рахимов,от Рахимова до Хабирова .Башкортостан сегодня.
Тема 8.30 октября –День памяти жертв сталинских репрессий
Тема 9.4 ноября День народного единства.К.Минин и Д.Пожарский .
Тема 10.Беседа с учащимися о правах ребенка .20 ноября День прав ребенка
Тема 11.7 чудес Башкортостана.Зианчуринского района .,деревниИдяш.
Тема 12.10декабря –День прав человека. История появления.права человека
Тема 13.День героев Отечества.Герои Отчества
Тема 14.Принятие Конституции РФ и РБ.
Тема 15.Викторина на знание Основного закона Конституции
Тема 16.Символика Государства: история
Тема 17.Наследие Романовых. Известные символы.украшения рода Романовых
Тема 18.Великие битвы истории
Тема 19.Россия 21 в.Деление на ФО.
Тема 20.Солдат войны не выбирает.:Локальные конфликты Афганистан ,Чечня.
Тема 21.23 февраля День защитников Отечества :история , празднование
Тема 22.Военные награды ВОВ.История ,награжденные.
Тема 23.ВОВ в истории моей семьи
Тема 24.Присоедиение Крыма.Крым сегодня
Тема 25.Полководцы ВОВ.Имена,заслуги.награды,биографии и судьбы.
Тема 26.Авария на Чернобыльской АЭС.Причины,ликвидация Чернобыль сегодня
Тема 27.Освоениекосмоса.Полет Ггагарина.Леонов и другие
Тема 28.Славные сыны России :великие полклводцы и флотоводцы России
Тема 29.Города герои и боевой славы.Виртуальная экскурсия
Тема 30.Вахта памяти День еликой Победы
Тема 31.Виртуальная экскурсия по музеям боевой славы
Тема32.Юные герои антифашисты:подвиги.
Тема 34».Я –гражданин великой страны России» итоговое обобщение .

№
1
2
3

4
5
6
7

Календарно - тематическое планирование ВД-1 час в неделю,в год-34ч.
Тема
Кол.
Форма и вид
Дата
Час.
урока
план
Введение .»Моя Родина –Россия,моя Родина1
Беседа
6.09
Башкортостан»
По страницам истории
1
Беседа,викторина
13.09
История Родины –наши дни
1
Лекция с
20.09
элементами
беседы
Герои нашего времени участники СВО –мои
1
Урок-беседа
27.09
односельчане
Известные личности района Чудесный край
1
Беседа,сообщения 04.10
Башкортостан (викторина)
учащихся
11 октября –День Республики Башкортостан
1
Беседа,выпуск
18.10
стенгазеты
«Белые ленточки памяти» (память
1
Сообщения
25.10
учащихся
репрессированных)
30 октября-День памяти жертв политических
репрессий

8

День народного единства

9
10

Викторина «Малая Родина-большая страна»
20 ноября День прав ребенка

11
12
13

Семь чудес Башкортостана,Зианчуринского
района,моей деревни
День Героев Отечества
10 декабря –День прав человека

14
15
16

Конституция –основной закон государства
Викторина «По страницам Конституции»
Символика государства(РФ,РБ)

17

Наследие моей Родины (виртуальная эскурсия
по музею)
Великие битвы истории

1

19

Дни славных побед, сыгравших решающую роль в
истории России

1

20
21

Россия 21 в.Федеральные округаРФ
Солдат войны не выбирает .Встреча с
участниками локальных конфликтов

1
1

22
23

Есть такая профессия –Родину защищать.
Военные награды ВОВ

1
1

24

Великая Отечественная война в истории моей
семьи
С Россией навсегда Присоединение Крыма

1

18

25

1

1
1

Лекция ,просмотр
фильма
,викторина
Проекты
учащихся

08.11
15.11
22.11
29..11

1
1

1
1

1

1

Беседа
Сообщения
учащихся
Урок викторина
викторина
Познавательная
беседа
Виртуальная
экскурсия
Лекция с
элементами
беседы
Урок беседа

05.12
12.12

Урок беседа
Встреча с
участниками
локальных
конфликтов
Беседа
Сообщения
учащихся
Проекты
учащихся
Проектная работа
,просморт фильма
Крым

06.02
13.02

20.12
27.12
10.01
1701
24.01

30,01

20.02
27.02
05.03
12.03

Дата
Факт.

26

Полководцы Великой Отечественной войны

1

27

35 лет аварии на Чернобыльской АЭС

1

28
29
30

Он сказал «Поехали»
Славные сыны России
Города герои ВОВ и боевой Славы

1
1
1

31
32
33

Вахта памяти .Ничто не забыто,никто не забыт!
Виртуальная экскурсия по музеям боевой славы
Дети герои ВОВ

1
1
1

34

Итоговое обобщение «Я –гражданиа Великой
страны-России»

1

Сообщения
учащихся
Встреча с
участником
ликвидации
аварии на ЧАЭС
Сообщения
учащихся
экскурсия
Беседа,сообщения
учащихся
викторина

19.03
02.04

09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».