Календарно- тематическое планирование по литературе для 8 класса на 2023-2024 учебный год

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (2 часа в
неделю, 70 часов в год)
№

Тема урока

Ч

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве.
Художественный образ. Литература как искусство
слова.
Лирическая песня как жанр народной поэзии.
Исторические песни.
Предания как исторический жанр древнерусской
литературы «О покорении Сибири Ермаком»
Древнерусская литература. Особенности содержания и
формы жития. «Повесть о жизни и храбрости
благородного и великого князя Александра Невского»
«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое
произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой
сатирич.повести.
Литература VIII века. Д.И.Фонвизин Краткая история

1

Дата
план
05.09

1

07.09

1

12.09

1

14.09

1

19.09

1

21.09

1

26.09

1

28.09

1

29.09

1

03.10

1

05.10

1

10.10

1

12.10

1

17.10

1

19.10

1

24.10

2
3
4

5

6

7
8
9

10

11
12

13
14

15
16

жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История
создания. Сатирическая направленность комедии
«Недоросль». Понятие о классицизме.
Д.И.Фонвизин . Проблема воспитания истинного
гражданина. Признаки классицизма в комедии

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки,
просящие царя», «Обоз»
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее
связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича.
Характерные особенности жанра.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча»,
«К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября».
Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа
повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3.
Формирование личности П.Гринева «Я рос
недорослем».
Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство
Мироновых». Анализ 3-5 глав.
Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства,
нравственности поступка. Сравнительная
характеристика
Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота
героини. Гл.4-7
Изображение народной войны и ее вождя Емельяна
Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева.
Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому
восстанию. Гл.8-9.

Дата
факт.

17

18

19

20

21
22
23
24

25

26

27
28
29
30

31

32
33

Утверждение автором нравств. идеалов гуманности,
чести и долга. Углубление понятия о художественном
образе-характере. Становление личности под влиянием
«благих потрясений».
Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».

1

26.10

1

07.11

.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и
судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ
Петербурга. Композиция повести: смысл названия,
эпиграфов, символических и фантастических образов,
эпилога.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение
исторической темы в творчестве. Стихотворения
«Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ
тюрьмы в лирике поэта.
Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма
«Мцыри». История создания, особенности композиции.
Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме.
Художественное своеобразие поэмы.
Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
(анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся)
Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор».
История создания. Идейный замысел и особенности
построения комедии.
Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед
«ревизором» как основа развития комедийного
действия.
Разоблачение нравственных и социальных пороков
человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых
хар-к (д.2-3)
Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ
Хлестакова.
Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии
«Ревизор». Хлестаковщина.
Практическая работа по комедии «Ревизор».

1

09.11

1

14.11

1

16.11

1

21.11

1

23.11

1

28.11

1

30.11

1

05.12

1

07.12

1

14.12

1

19.12

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль
фантастики в повествовании. Образ «маленького
человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и
его противостояние бездушию общества.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории
одного города»: «О корне происхождения глупцов».
Худож.-полит. сатира на общественные порядки.
Средства создания комического в произведениях.
Н.С.Лесков «Старый гений», нравственная оценка
героев произведения. Отношение автора к России.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала».
Жизненные источники произведения. Контрастное
построение рассказа как способ выражения его идеи.
Толстой в Казани.

1

21.12

1

26.12

28.12
1

09.01

34

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, способ эмоционального воздействия на читателя. Иван
Васильевич и полковник.

35 «После бала». Мысль автора о моральной
ответственности человека за жизнь окружающего
общества и свою судьбу в произведении.
36 Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение
по рассказу «После бала»)
37 Внеклассное чтение.Нравственные проблемы повести
Л.Н.Толстого «Отрочество».
38 Поэзия родной природы (стихотворения А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова
о природе). Состояние души лирического героя, чувство
родной земли в пейзажной лирике.
39 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из
трилогии) как история об упущенном счастье.
Психологизм рассказа.
40 А.П.Чехов. Краткий обзор трилогии «Человек в футляре»
41 И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья
в рассказе «Кавказ».
42 А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия
и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе
«Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.
43 Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
44 А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его
творчестве. «На поле Куликовом».
45 Образ Родины в поэзии А.Блока.
46 С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в
творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания.
Понятие о драматич.поэме
47 М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности
и фантастики в рассказе «Пенсне».
48 И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» воспоминание о пути к творчеству.
49 Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.
50 Журнал «Всеобщая история», обработанная
«Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение
исторических событий. Тэффи. М.Зощенко.
51 Сатирическое изображение исторических событий в
произведениях Тэффи. М.Зощенко.
52 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания.
Композиц. поэмы «Василий Теркин». Теркин –
олицетворен.нац.характера.
53 Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема
большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».
54 Идейно-художественное своеобразие поэмы .Анализ глав
«На войне», «О награде».Нравственная оценка героев.
55 Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме.
Характеристика Теркина.

1

11.01

1

16.01

1

18.01

1

23.01

1

25.01

1

30.01

1
1

01.02
06.02

1

08.02

1
1

13.02
15.02

1
1

20.02
22.02

1

27.02

1

29.02

1

05.03

1

07.03

12.03
1

14.03

1

19.03

1

21.03

1

02.04

56 Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова, В.Самойлов,
М.Джалиль и др.)
57
58 А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к
человечности, состраданию.
59 В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской
деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми,
отзывчивость на добро.
60 Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота
отношений между людьми, отзывчивость на добро.
61 Сочинение «Великая Отечественная война в
произведениях писателей
62 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты
Русского Зарубежья об оставленной Родине.
63
64 Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и
Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт
живого чувства и предрассудков.
65 В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия
произведения эпохи Возрождения..
66 Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
Сонет как форма лирической поэзии.
67 Ж.-Б.Мольер Особенности произведения «Мещанин во
дворянстве»
68 В.Скотт. Айвенго
69 Итоговый урок

2

04.04

1

09.04

1

11.04

1

16.04

1

18.04

2

23.04
25.04

1

30.04

1

02.05

1

07.05

1

14.05

1
1

16.05
21.05

70 Повторение изученного в 8 классе

1

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».