Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (2 часа в неделю, 70 часов в год) № Тема урока Ч 1 Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни. Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком» Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирич.повести. Литература VIII века. Д.И.Фонвизин Краткая история 1 Дата план 05.09 1 07.09 1 12.09 1 14.09 1 19.09 1 21.09 1 26.09 1 28.09 1 29.09 1 03.10 1 05.10 1 10.10 1 12.10 1 17.10 1 19.10 1 24.10 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История создания. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин . Проблема воспитания истинного гражданина. Признаки классицизма в комедии Из рус. литер. 19 века. Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основн. темы и мотивы. Особенности поэтич. формы А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем». Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав. Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7 Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9. Дата факт. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием «благих потрясений». Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1 26.10 1 07.11 .С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. М.Ю.Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта. Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции. Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы. Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся) Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3) Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова. Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина. Практическая работа по комедии «Ревизор». 1 09.11 1 14.11 1 16.11 1 21.11 1 23.11 1 28.11 1 30.11 1 05.12 1 07.12 1 14.12 1 19.12 Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества. М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях. Н.С.Лесков «Старый гений», нравственная оценка героев произведения. Отношение автора к России. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани. 1 21.12 1 26.12 28.12 1 09.01 34 Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник. 35 «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении. 36 Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала») 37 Внеклассное чтение.Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». 38 Поэзия родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике. 39 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. 40 А.П.Чехов. Краткий обзор трилогии «Человек в футляре» 41 И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». 42 А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. 43 Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» 44 А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». 45 Образ Родины в поэзии А.Блока. 46 С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматич.поэме 47 М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». 48 И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» воспоминание о пути к творчеству. 49 Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина. 50 Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М.Зощенко. 51 Сатирическое изображение исторических событий в произведениях Тэффи. М.Зощенко. 52 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиц. поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворен.нац.характера. 53 Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа». 54 Идейно-художественное своеобразие поэмы .Анализ глав «На войне», «О награде».Нравственная оценка героев. 55 Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина. 1 11.01 1 16.01 1 18.01 1 23.01 1 25.01 1 30.01 1 1 01.02 06.02 1 08.02 1 1 13.02 15.02 1 1 20.02 22.02 1 27.02 1 29.02 1 05.03 1 07.03 12.03 1 14.03 1 19.03 1 21.03 1 02.04 56 Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.) 57 58 А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию. 59 В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. 60 Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. 61 Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 62 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. 63 64 Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков. 65 В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения.. 66 Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. 67 Ж.-Б.Мольер Особенности произведения «Мещанин во дворянстве» 68 В.Скотт. Айвенго 69 Итоговый урок 2 04.04 1 09.04 1 11.04 1 16.04 1 18.04 2 23.04 25.04 1 30.04 1 02.05 1 07.05 1 14.05 1 1 16.05 21.05 70 Повторение изученного в 8 классе 1 23.05