Рабочая программа внеурочной деятельности основы финансовой грамотности 9 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениелицей
средняя общеобразовательная школа д.Идяш
МР Зианчуринский район

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Л
Л.З.Канчурина
протокол №1
от « » августа 2023 г.

Согласовано
Замдиректора по УВР
/ У -- Э.М.Уракаева
У от « » августа 2023г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
((Обновы финансовой грамотности»
для 9 классов на 2023- 2024 учебный год

учителя истории и обществознанш
Мухамедьяновой А.С.

Идяш-2023

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей
средняя общеобразовательная школа д.Идяш
МР Зианчуринский район

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Л.З.Канчурина
протокол №1
от «_ » августа 2023 г.

Согласовано
Зам.директора по УВР
Э.М.Уракаева
от « » августа 2023г.

«Утверждаю»
Директор
Р.Ш.Канчурин
приказ №
От « «августа 2023г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 9 классов на 2023- 2024 учебный год

учителя истории и обществознания
Мухамедьяновой А.С.

Идяш-2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному
«Основы финансовой грамотности» для 9-х классов составлена на основе:

направлению

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 (далее
–
ФГОС
основного
общего
образования)
(для 5-9 классов образовательных организаций, а также для X классов образовательных организаций,
в 2020/2021 учебном году););
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР 352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации
Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О
направлении методических рекомендаций”
- Устав МОБУ СОШ д.Идяш
- Образовательные программы МОБУ СОШ д.Идяш
- Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы Чумаченко В.В.,
Горяев А.П. УМК «Основы финансовой грамотности» М.: Просвещение, 2020г.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в
области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации
в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей
деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и
проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых
финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый
план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности
принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных
целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых
инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны
продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную
деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на
основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей;
применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний,
умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного
процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа,
юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа,
мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая
игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие,
правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение
практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами,
аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися
образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности
8 класс (68 часов)
Раздел I. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета.
Раздел II. Личное финансовое планирование (5 часов).
Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия.
Составление личного финансового плана.
Раздел III. Депозит (4 часа).
Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление
рисками по депозиту.
Раздел IV. Кредит (4 часа).
Условия кредитов. Виды кредита. Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее
выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Раздел V. Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного
банковского обслуживания.
Раздел VI. Страхование (4 часа).
Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?
Раздел VII. Инвестиции (4 часа).
Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.
Раздел VIII. Пенсии (3 часа).
Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.
Раздел IX. Налоги (2 часа).
Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.
Раздел X. Финансовые махинации (3 часов).
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.
Раздел XI. Итоговое повторение (1 час).
Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Наименование разделов, тем

Учебный план
Количество часов
Всего
Лекционных
Практических

Раздел I. Вводное занятие.

1

1

финансовое 5

3

2

Раздел III. Депозит.

4

2

2

Раздел IV. Кредит.
Раздел
V.
Расчетно-кассовые
операции.
Раздел VI. Страхование.
Раздел VII. Инвестиции.
Раздел VIII. Пенсии.
Раздел IX. Налоги.
Раздел X. Финансовые махинации.
Раздел XI. Итоговое повторение.
Итого

4
3

2
2

2
1

4
4
3
2
3
1
34

2
2
2
1
2

2
2
1
1
1
1
15

Раздел II. Личное
планирование.

19

Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

Ведущие цели

Формы контроля

1.

Вводный урок. Что такое личные финансы?

Знакомство
с
курсом.
Краткая Фронтальная.
характеристика изучаемого курса. Знать роль
предмета.

06.09

2

Человеческий капитал.

Знать понятие «деньги», их функции, виды. Фронтальная,
Формирование
понятия
человеческого групповая.
капитала.
Формирование
знаний
о
применении человеческого капитала.

13.09

3

Принятие решений.

Принятие
решений
о
личном
финансировании. Уметь создавать личный
финансовый план достижения целей.

Индивид.,
фронтальная.

20.09

4

Домашняя бухгалтерия.

Уметь создавать личный финансовый план Индивид.,
достижения целей. Принятие решений о фронтальная.
личном
финансировании.
Составление
текущего
и
перспективного
личного
финансового бюджета.

27ю09

5

Составление личного финансового плана.

Уметь объяснять, что такое потребление, что
является основными источниками доходов.

Индивид.,
фронтальная.

04.10

6

Составление личного финансового плана.

Уметь объяснять, что такое потребление, что
является основными источниками доходов.

Индивид.,
фронтальная.

18.10

7

Накопления и инфляция.

Знать понятия накопление и инфляции,
причины
инфляции.
Рассчитывать
инфляцию.

Фронтальная,
групповая.

25.10

Дата

8

Что такое депозит и какова его природа?

Знать понятие депозит. Уметь давать Индивид.,
собственную оценку рискам Способы групповая.
начисления процентов по депозитам.

08.11

9

Условия депозита.

Знакомиться с условиями
депозита.
Уметь
особенности депозита в
способы
начисления
депозитам.

14.11

10

Управление рисками по депозиту.

Вычислять простые и сложные проценты по Индивид.,
депозиту.
Приводить
примеры
виды групповая
банковских депозитов.

22.11

11

Что такое кредит?

Знать понятие кредит.

Индивид.,
фронтальная.

29.11

12

Основные характеристики кредита.

Знакомство с основными характеристиками
кредита. Знать необходимые документы при
оформлении кредита.

Фронтальная,
групповая.

06.12

13

Как выбрать наиболее выгодный кредит.
Типичные ошибки при использовании кредита.

Научиться анализировать и сравнивать
условия по кредиту в различных банках.

Индивид.,
фронтальная.

13.12

14

Как уменьшить стоимость кредита.

Уметь характеризовать особенности кредита
в России; приводить собственные примеры
прав и обязанностей кредитополучателя.

Индивид.,
фронтальная.

20.12

15

Хранение, обмен и перевод денег.

Знать понятие «Банковская система», Индивид.,
функции центрального банка. Решение фронтальная.
познавательных и практических задач,
отражающих
типичные
экономические
ситуации.

27.12

16

Различные виды платежных средств.

Знакомство с выбором банковской карты. Фронтальная,
Виды банковских карт (дебетовая и групповая.
кредитная). Понимать, в чем состоит
механизм получения банковской прибыли.

10.01

и содержанием Индивид.,
характеризовать фронтальная.
России. Знать
процентов
по

Уметь характеризовать
банковских процентов.

основные

виды
Индивид.,
фронтальная.

17.01

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями страхования, Индивид.,
страхователь,
страховка,
страховщик, фронтальная.
договор страхования. Знакомство ведущими
страховыми компании в России. Оценка
роли
обязательного и добровольного
страхования в жизни человека.

24.01

19

Виды страхования.

Знакомство с видами страховых продуктов. Фронтальная,
Анализ
договора
страхования, групповая.
ответственность
страховщика
и
страхователя. Составление таблицы
«Страховые продукты с учетом интересов
страхователя».

31.04

20

Как использовать страхование в повседневной
жизни?

Знать особенности личного страхования.
Алгоритм
поведения
страхователя
в
условиях наступления страхового случая.

Индивид.,
фронтальная.

07.02

21

Выбор страховой компании.

Расчет страхового взноса в зависимости от
размера страховой суммы, тарифа, срока
страхования и других факторов.

Индивид.,
фронтальная.

14.02

22

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Индивид.,
Анализ
информации
о
способах фронтальная.
инвестирования
денежных
средств,
предоставляемой
различными
информационными
источниками
и
структурами финансового рынка.

21.02

17

Формы
дистанционного
обслуживания.

18

банковского

Применение пластиковых карт в расчетах и
платежах, различие между дебетовыми и
кредитными
картами.
Знать
правила
пользования банкоматами, мобильными
банками, онлайн-банками.

23

Как выбирать активы.

Знакомство с инструментами личного Фронтальная
финансирования на финансовых рынках и их групповая.
особенности. Составление и анализ схемы
«Структура рынка капитала».

28.02

24

Как делать инвестиции.

Расчет доходности методом
сложных процентов.

Индивид.,
фронтальная.

06.03

25

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с ценными бумагами., видами Индивид,
ценных бумаг, операции на рынке ценных фронтальная.
бумаг. Расчет доходности методом простых
и сложных процентов. Анализ различных
способов размещения средств потребителя и
их преимущества и недостатки.

13.03

26

Пенсионная система.

Знакомство с понятием пенсии. Анализ
информации о видах пенсии. Анализ
корпоративных пенсионных программ.

Фронтальная,
групповая.

20.03

27

Как сформировать частную пенсию.

Вычет размера пенсии. Знакомство с
инструментами получения пенсии.
Знакомство с программами накопления и
приумножения пенсионных сбережений

Индивид.,
фронтальная.

03.04

28

Налоги. Виды налогов.

Знакомство с понятием налоги.
Формирование базовых знаний о налоговой
системе
РФ как инструменте
государственной экономической политики.
Составление схемы «Налоги их виды».

Индивид.,
фронтальная.

10.04

29

НДФЛ.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет Фронтальная,
НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. групповая.
Местные налоги.

17.04

30

Махинации с банковскими картами.

Анализ рисков банковским картам. Оценка
средств
защиты
банковских
карт.
Составление алгоритма действий, если вы

24.04

простых и

Индивид.,
фронтальная.

Как избежать махинации ,как
обезопасить и защита своих интересов

себя

Индивид.,
фронтальная.

08.05

31

Махинации с кредитами.

32

Махинации с инвестициями.

15.05

33

Повторение.

22.05

15.05

стали жертвой мошенников. Вычисление
степени рисков.
32

Анализ типичных махинаций с кредитами.
Вычисление степени рисков. Составление
алгоритма действий , если вы стали жертвой
мошенников.

Индивид.,
фронтальная.

33

Знакомство
с
мошенническими
инвестиционными предложениями. Анализ
признаков
финансовых
пирамид.
Вычисление степени рисков.

Фронтальная,
групповая.

34

Уметь использовать ранее изученный Индивидуальн.
материал для решения познавательных
задач.

Список литературы и интернет-источников
Основная литература
1. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2020;
2. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2018;
3. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2018;
4. Кишенкова О.В. диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности». М.: Интеллект-Центр, 2018.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А. Сасовой. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
www.government.ru – сайт Правительства РФ.
www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.
www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».