Рабочая программа внеурочной деяетльности по фунциональной грамотности 5 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа д.Идяш
Зианчуринского района Республики Башкортостан
«Рассмотрено и
принято»
Руководитель
ШМО
7^
.3 .Канчурина
Протокол №1
от «17» августа
2023г

«Согласовано»
Замдиректора по
УВР
р / Э.М.Уракаева
7от «$]!>» августа
2023г

«Утверждено»
Директор школы
Р.Ш .Канчурин'
Приказ № /^ /
от «/$> августа
2023г.

' МОБУ СОШ
Д.ИДЯШ

\Ч.

Аул

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность. Интересная история»
для 5 класса на 2023-2024учебный год
учителя высшей квалификационной категории
Мухамедьяновой Айгуль Сагитовны.

Идяш-2023

Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа д.Идяш
Зианчуринского района Республики Башкортостан

«Рассмотрено и
принято»
Руководитель
ШМО
Л.З.Канчурина
Протокол №1
от « » августа
2023г

«Согласовано»
Зам.директора по
УВР
Э.М.Уракаева
от « » августа
2023г

«Утверждено»
Директор школы
Р.Ш.Канчурин
Приказ №
от « » августа
2023г.

.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность. Интересная история»
для 5 класса на 2023-2024учебный год
учителя высшей квалификационной категории
Мухамедьяновой Айгуль Сагитовны.

Идяш-2023

Рабочая программа курса «Развитие функциональной
грамотности обучающихся» для учащихся 5 класса
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования и описывает
познавательную внеурочную деятельность в рамках
ФОП основного общего образования МОБУ СОШ
д.Идяш ,учебного плана МОБУ СОШ д.Идяш на 20232024уч.год.
Реализация программы предполагает использование
форм работы, которые предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры,
организацию социальных практик . Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение,
расширить зоны по- иска своих интересов в различных
сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей . В
целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основной целью программы является развитие
функциональной грамотности учащихся 5-х классов как
индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональ- ная грамотность.Интнресная история»
представлено шестью мо- дулями, в число которых входят
читательская грамотность, ма- тематическая грамотность,
естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креатив- ное мышление.
Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека

пони- мать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в соци- альной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования
функци- ональной грамотности в целом. Особенность
этого направления в том, что читательская грамотность
формируется средствами разных учебных предметов и
разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен
на обучение приемам поиска и выявления явной и
скрытой фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения
графической и текстовой информации, приемам
различения факта и мнения, содержащихся в тексте.
Занятия в рамках модуля предполагают работу по
анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что
формирует умения оценивать надеж ность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе
Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учетом
современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, Концепции развития
математического образования в Российской Федерации и
традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся.

Функциональность математики определяется тем, что
ее предметом являются фундаментальные структуры
нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено
понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация
социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять
расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать приемы геометрических измерений и
построений, читать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в
ситуациях неопределенности и понимать вероятностный
характер случайных событий.
Формирование функциональной математической
грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем как в
рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме
обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает
дополнительные возможности для организации
образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках
традиционного урока. Во-первых, это связано с
потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности
форм проведения математических занятий: практические
занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение
общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является
интеграция математического содержания с содержанием
других учебных предметов и образовательных областей. В
данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в
реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования
современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как

математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественнонаучной грамотности
в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в
равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в
международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность
человека занимать активную гражданскую позицию по
общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться
естественно-научными идеями. Естественно-научно
грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
• научно объяснять явления;
• демонстрировать понимание особенностей
естественно-научного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет
дополнительные возможности с точки зрения
вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении
систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах
в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного
обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы),
методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает
освоение знаний, умений, установок и моделей поведения,
необходимых для принятия разумных финансовых

решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности
Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых
вопросов, не имеющих однозначно правильных решений,
требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и
предпочтений конкретного человека или семьи.
Содержание занятий создает условия для применения
финансовых знаний и пони- мания при решении
практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции

Направление «глобальные компетенции»
непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в
соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования входит в программы
естественно-научных, общественно-научных предметов и
иностранных языков. Содержание модуля отражает два
аспекта: глобальные проблемы и межкультурное
взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля
по «глобальным комптенциям» развивает критическое и
аналитическое мышление, умения анализировать
глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать
различные мнения и точки зрения, объяснять сложные
ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также
действия людей и их воздействие на природу и
общество.
Деятельность по формированию глобальной
компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя
школьников с учетом их возраста и познавательных
интересов на современную систему научных представлений
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой,

повышение уровня экологической культуры, применение
знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке их
возможных последствий для окружающей среды и
социально- го окружения.
Креативное мышление

Модуль «Креативное мышление» отражает новое
направление функциональной грамотности. Введение этого
направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и
духовной культуры, развитие производства зависят от
появления инновационных идей, от создания нового
знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать
лучших результатов в преобразовании окружающей
действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное
мыение рассматривается как одна из составляющих
функциональной грамотности, характеризующей
способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого
широкого спектра проблем, с которыми современный
человек встречается в различных реальных ситуациях.
Задача и назначение модуля – дать общее представление о
креативном мышлении и сформировать базовые действия,
лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и
совершенствовать идеи, направленные на поиск
инновационных решений во всех сферах человеческой
жизни. Содержание занятий направлено на формирование у
обучающихся общего понимания особенностей
креативного мышления. В ходе занятий моделируются
ситуации, в которых уместно и целесообразно применять
навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на
классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные

навыки для развития и совершенствования креативного
мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать
ежегодно в объеме 6 часов в неделю. Во всех модулях в
последовательно
усложняющихся
контекстах
предлагаются задания, основанные на проблемных
жизненных ситуациях, формирующие необходимые для
функционально грамотно- го человека умения и
способы действия. Последние занятия каждого года
обучения используются для подведения итогов,
проведения диагностики, оценки или самооценки и
рефлексии. Ниже представлено содержание каждого
модуля
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Они формируются во всех направлениях функциональной
грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения
конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты

•

осознание российской гражданской идентичности
(осознание себя, своих задач и своего места в мире);
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• готовность к саморазвитию, самостоятельности и
личност- ному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• наличие мотивации к целенаправленной социально

значимой деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству;
• проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
• сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
• ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора;
•
установка на активное участие в решении
практических за- дач, осознание важности образования
на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей;
• активное участие в жизни семьи;
• приобретение опыта успешного межличностного
общения;
• готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
работах;
• уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к
личному и общественному имуществу;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
• освоение социального опыта, основных социальных
ролей; осознание личной ответственности за свои
поступки в мире;
• готовность к действиям в условиях неопределенности,
повышению уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение

учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки компетенции из
опыта других;
• осознание необходимости в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с
формированием экологической культуры:
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающуюсреду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
• ориентация на применение знаний из социальных и
есте- ственных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
• повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
•
активное неприятие действий, приносящих вред
окружаю- щей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы
по трем направлениям и отражают способность
обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными
действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
6 способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
6 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
6 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
6 способность к совместной деятельности;
6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения
информации и ее целевой аудитории.
вать обобщения и выводы по ре- зультатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
6

6

оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;
1) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать
информацию. Овладение системой универсальных
учебных познаватель- ных действий обеспечивает
сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
6

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
6 распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
6

переговоры;
6 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности об- щения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других
участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи,
выпол- ненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использова- нием иллюстративных материалов;
1) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готов- ность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
6

действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
6

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
ре- шений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
6

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результа6

тов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
6

1) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его
мнению;
6 признавать свое право на ошибку и такое же право
другого;
6 принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и других.
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных
регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навы- ков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).
6

Предметные результаты освоения программы основного
об- щего образования представлены с учетом специфики
содержа- ния предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и
оценке функ- циональной грамотности.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области
«Естествен- но-научные предметы»:
Занятия по финансовой грамотности в рамках

внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предмет- ных результатов по различным
предметным областям:
- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
-формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной
жизни, их элементов и основных функций;
6 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том
числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
6 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
6 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
6 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
6 приобретение опыта
использования полученных
знаний в практической деятельности, в повседневной жизни
для принятия рациональных финансовых решений в
сфере

управления личными финансами, определения моделей це- лесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предмет- ных результатов по различным предметным областям:
6 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
6 формирование предпосылок научного типа мышления;
6 освоение деятельности по получению нового знания, его ин- терпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предмет- ных результатов по различным предметным областям:
6 способность с опорой на иллюстрации и/или описания си- туаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
6 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
6 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
6 предлагать адекватные способы решения различных соци- альных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми по- требностями, в
области межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы
изобретательству
6

экспериментов,

предложения

по

Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматьсячтениемдлятого,чтобыдостигатьсвоихцелей,расширятьсвоизнанияи возможности, участвовать
в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯоснованных
ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ
ДЛЯ ЖИЗНИ »доказательствах выводов
31
формулирования
на научных
в связи с естественно научной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на
материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни(финансовая грамотность)
Место курса в учебном плане
Количество часов на один год в 5 классе–32часа в 2023-2024 уч.году(по1час. в неделю).Из них 30часа на
изучение 6 модулей(по 5часов на изучение модулей («читательская грамотность»,
« математическая грамотность»,«естественно –научная грамотность» ,глобальные компетенции
,креативное мышление, финасовая грамотность) и1часна проведение вводного урока и 1 час на
проведение выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся,завершающих освоение
программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.
Формы деятельности: беседа, диалог,дискуссия,дебаты,круглые столы,моделирование, игра, викторина,

квест, квиз, проект.
С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических
приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. Основные виды деятельности
обучающихся:
- самостоятельноечтениеиобсуждениеполученнойинформацииспомощьювопросов(беседа, дискуссия,
диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиски обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений ,составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания
из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, таки электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению,стилистике,форме.
Порядок реализации модулей
обязательно начинается с
модуля читательской
грамотности,т.к.этот модуль один из главных,

Содержание внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.Интересная
история»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ко
л.
ча
с

Формы
деятельн
ости

1

беседа

06.09.23

2

Введение .Фукциональная грамотность .Модули
ФГ
Моя Родина –Россия и Башкортостан

1

беседа

13.09

3

Счет лет в истории

1

20.09

4
5

Путешествие по карте мира
Историческая викторина « Мир истории»

1
1

Урок
практикум
Урок прак.
Урок игра

6
7

«Башкортостан –минең тыуған төйәгем»
Выполнение олимпиадных заданий за 5 кл

1
1

18.04
25.10

8

4 ноября –День народного единства

1

Урок игра
Выполнение
заданий
олимпиады
Урок беседа

9

Работа с контурной картой(задание5 ВПР )

1

практикум

15.11

10
11

20 ноября –день прав ребенка.Мои права
«Права человека-мои права»

1
1

Урок-игра
Беседа,игра

22.11
29.11

12

День героев .Героями не рождаются ,а
становятся
12-декабря –День Конституции.Я-гражданин
России(викторина)
Работа с источниками
Лента времени

1

Круглый
стол,игра
Урок
викторина
Практикум
Урок-

06.12

1

Тема занятия

1

13
14
15

1
1
1

Дата

27.09
04.10

08.11

13.12
20.12
27.12

Модуль

Чит гр,глоб
комп,креат
мышл
Матем. грам
Глоб комп
Все 6 модули
ФГ
6 модулей ФГ
Все 6 модули
ФГ
Чит,мат,глоб.гр
ам.,крет мышл
Глоб.комп.,естн
науч гарм
Глоб
комп,чит.гр,
Глоб комп,чит
грам,
Глоб,креат,чит,
матем грамот.
Читат. гарм
Финан,матем

практикум
1

17

По страницам биографий (Великие люди нашей
страны)
В мире кроссвордов.

1

практикум

17.01

18

900 дней блокады

1

Беседа,

24.01

19

Историческая география.

1

31.01

20

Решение исторических задач

Урок
практикум
практикум

21

1

23

Исторические личности. Великие полководцы

1

24

День присоединения Крыма.Чудесный край Крым

1

Урок
практикм
Беседа,встре
ча с участ
локальных
конфликтов
Урок
виктроина
практикум

14.02

22

Древние мифы как исторический
источник.
Есть такая профессия –Родину защищать

25

Историческая терминология

1

26

Что ?Где? Когда?

1

Урок
практикм
Урок
практикум
,квест
Урок
практикум

1

Круглый
стол,игра

10.04

16

10.01

07.02

21.02

Глоб.комп.

01.03

15.03

Чит гр,глоб
комп,ест-науч
гр
Чит кр,глоб ком

22.03

Чит кр,глоб ком

03.04

Все
направления
ФГ
Глоб
комп,читат
гр,креат
мышд,ест –науч
гр.
Чит гр,глоб
комп,ест-науч
мышл.
Глоб.комп,креа
т,чит и матем
напр.
Все 6 моделй
ФГ

28

29

7 Чудес света

1

Урок
игра,проект

24.04

30

9 мая-День Победы

1

Беседа

08.05

31

«Интересная история» (викторина)

1

Урок игра

15.05

32

Итоговое занятие.

1

беседа

22.05

1

Финанс,Матем.
грам.
Глоб ком,чит
гр,ест-науч гр.
Глоб.комп,чит,к
реат.,чит.

28.02

(Исторические портреты ,даты и события)
Что я знаю,умею,могу(решение историч
задач,работа с картой,терминологоией,знание
историч дат и событийличностей)
12 апреля-День космонавтики.

27

грам
Глоб комп,чит
гра,креат мышл
Глоб комп,ест
науч ,чит
грамм,финан гр
Глоб комп,ест –
науч мышл,чит
грам
Ест-науч грам

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Используемыеучебныепособия
1. Гостева Ю.Н.,КузнецоваМ.И.,РябининаЛ.А.,СидороваГ.А.,ЧабанТ.Ю.Читательская
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
2. РословаЛ.О.,Рыдзе О.А.,КраснянскаяК.А.,КвиткоЕ.С.Математическая грамотность.Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
3. ПентинА.Ю.,Никишова Е.А.,НикифоровГ.Г.Естественно-научнаяграмотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
4. КовалеваГ.С.идр.Креативноемышление.Сборникэталонныхзаданий.Выпуск
1. М.:Просвещение,2021
5. КовалеваГ.С.,РутковскаяЕ.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий.Выпуск
1. М.:Просвещение,2021
Используемыеинтернет-ресурсы
2. РЭШ.Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические
работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
3. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
https://media.prosv.ru/
4. Банк
заданий
ИСРО
РАОhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5. Открытый
банк
заданийPISAhttps://fioc
o.ru/примеры-задач-pisa
6. Решу ВПР hist5-vpr.sdamgia.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».