Рассмотрено: Руководитель ШМО ______ Л.З.Канчурина Протокол № 1 от «28» 08 2023 г. Согласовано: Заместитель директора по УВР _____Э.М.Уракаева от «28» 08 2023 г. Утверждено: Директор школы _____Р.Ш.Канчурин Приказ № 86.1 от «28» 08 2023г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговорный практикум» Английский язык 6 класс Учитель английского языка: Уракаева Э.М. 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 40 минут). Программа «Мой английский» имеет духовно-нравственную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 6 класса. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса. Цели обучения: - привлечение школьников к изучению культуры стран изучаемого языка; -создание условий для духовно-нравственного развития ребёнка посредством английского языка; - развитие способностей школьников к общению на английском языке; - формирование толерантности по отношению к жизни зарубежных сверстников; - развитие познавательных интересов учащихся в области страноведения; - расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции; - воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка, потребности в практическом использовании английского языка; Задачи: I. Познавательный аспект. познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать приобщению школьников к осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. II. Воспитательный аспект. способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки проектов. прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения III. Развивающий аспект. развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры; развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать мышление, память, воображение; развитие творческих способностей; Результаты освоения курса « Разговорный практикум» Программа позволяет добиваться следующих результатов: личностные: у учащихся будут сформированы: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье-сберегающего поведения; 6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений; 7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; метапредметные: регулятивные учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные учащиеся научатся: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; 6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; коммуникативные учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. предметные: Предметными результатами освоения обучающимися данного курса являются: - знание особенностей культуры и общественно-экономических отношений Великобритании; - сравнение особенностей образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран и России; - умение читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой; - научиться излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме; - знать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; - понимать роль владения английским языком в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру); - знать сходства и различия в традициях своей страны и страны изучаемого языка; - понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию; - уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; - использовать переспрос, просьбу; - начинать, вести\поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; - уметь расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием\ отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; - умение выполнять проектную работу (презентацию); - самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним; - сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - участвовать в этикетном диалоге. Основные формы и виды работы В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные, индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы. Проводятся практические занятия. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на занятиях и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и лучше узнать культуру других стран. Используются следующие формы реализации программы: занятие; занятие-путешествие; занятие-ролевая игра, тестирование; защита творческих работ и проектов; презентации. Материал подается в форме не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Виды организации учебной деятельности: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Объяснительно-иллюстративный Проблемное обучение. Проектная технология. Игровые технологии. Коммуникативное обучение. Здоровьесберегающие технологии. ИКТ-технологии. Предполагаемый результат освоения программы внеурочной деятельности «Разговорный практикум» В результате реализации данной программы учащиеся должны: Знать/понимать: особенности культуры англоговорящих стран особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка; наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста; Уметь (владеть способами познавательной деятельности): наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения; составлять монологическое высказывание по образцу, аналогии; читать и выполнять различные задания к текстам; уметь общаться на английском языке с помощью известных клише; понимать на слух короткие тексты; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: ориентироваться в незнакомом городе англоговорящей страны понимать на слух речь учителя, одноклассников; понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в этикетном диалоге; инсценировать изученные сказки; сочинять оригинальный текст на основе плана; соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Воспитательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить собственные проекты, презентации) Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность ( в том числе в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; Форма подведения итогов: Защита проектов, презентаций, выставки работ, рисунков, пополнение портфолио учащихся. Содержание курса внеурочной деятельности «Разговорный практикум» Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание программы входят темы по географическому положению, природе, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия. В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. Путешествия. Виды путешествий. Я люблю путешествовать. В гостинице. Как заказать номер в гостинице. Транспорт. Виды транспорта. В аэропорту. Как получить информацию в информационном бюро. В городе. Направление движения. Городские виды транспорта. Поездка в метро. Достопримечательности Лондона Столица Великобритании. Пешеходная экскурсия по Лондону. Поход в Национальный музей. «Как пройти в музей?» Лондонский Тауэр. Парки Лондона. Дворцы Лондона. Театры Лондона. Букингемский дворец. Трафальгарская площадь. Собор Св. Павла. Биг Бэн и здание Парламента. Музей восковых фигур мадам Тюссо. Культура, традиции и обычаи Великобритании Любимая еда англичан. Хэллоуин. Рождество. День Гая Фокса. День святого Патрика. Пасха. Интересные истории о Великобритании и англичанах. Праздники и празднования. Английские обычаи и традиции. Английский фольклор. Разучивание песен и стихов. Знакомство с английской литературой. Спорт и здоровый образ жизни. Виды спорта, популярные в Британии и в Америке. Британские футбольные клубы. Здоровое питание. Свободное время. Хобби и увлечения. Живая природа. Живая природа Британских островов. Животный мир. Мир растений. В зоопарке. Защита проекта «Путешествие за границу» Учебно-тематическое планирование № Название темы Общее Теория количе ство часов Практика 1 Путешествия. 8 5 3 2 Достопримечательности Лондона 8 6 2 3 8 4 4 4 Культура, традиции и обычаи Великобритании Спорт и здоровый образ жизни. 5 3 2 5 Живая природа. 5 3 2 Итого 34 21 13 Календарно-тематическое планирование № Наименование раздела и тем Форма проведе ния УУД Дата проведения план занятие 1. Путешествия. Виды путешествий. 2. Я люблю занятие путешествовать. 3. В гостинице. Как занятие заказать номер в гостинице. 4. Транспорт. транспорта. 5. В аэропорту. Как занятие получить информацию в информационном бюро. 6. В городе. Направление занятие движения. 7. Городские транспорта. 8. Поездка в метро. Виды занятие виды занятие ролевая игра Личностные: осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром, разговорным языком зарубежных сверстников с использованием грамматических правил изучаемого языка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; разыгрывание диалога с опорой на речевую модель, подбор реплики при составлении диалога; - закрепление лексики по темам, разыгрывание диалогов с опорой на речевую модель Регулятивные: развитие волевого усилия при поисках ответов на вопросы; использование установленных правил в контроле способа выполнения упражнения, концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния. Коммуникативные: осознать общую цель изучения языка, участие в коллективном обсуждении проблем учебного сотрудничества; развитие умения участвовать в элементарном этикетном диалоге знакомства, вести диалог-расспрос. факт Достопримечательност виртуаль ная и Лондона. Пешеходная экскурсия. экскурси я 10. Биг Бэн и здание занятие 9. Парламента. 11. Поход в Национальный занятие музей. 12. Лондонский Тауэр. занятие 13. Парки и дворцы Лондона. занятие 14. Театры Лондона. занятие 15. Музей восковых фигур мадам Тюссо 16. Букингемский дворец занятие 17. Культура, традиции и обычаи Великобритании Рождество. 18. Праздники и празднования. Хэллоуин. 19. Любимая еда англичан. занятиевиктори на занятие занятие занятие Личностные: мотивировать к изучению иностранного языка; воспитывать культуру поведения через освоение норм этикета; развивать общекультурную и этническую идентичность: воспитывать интерес к достопримечательностям как своей страны, так и других стран, приобщаясь к мировой культуре; формировать стремление к осознанию культуры и искусства народов других стран Регулятивные: развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки. Познавательные: освоить во всех видах РД НЛЕ по теме, освоить клише речевого этикета, научить делать заказ билетов в театр; развивать исследовательские навыки: поиск, фиксация и обобщение информации; развивать умения смыслового чтения; умения прогнозировать содержание текста по ключевым словам, Коммуникативные: развивать умения во всех видах РД при планировании вербального и невербального поведения; развивать умение моделировать ситуации общения. Личностные: представление о целостном полиязычном мире, потребность в изучении английского языка как средства общения и познания; осознание возможностей 20. День Гая Фокса. занятие Английский фольклор. 21. День святого Патрика. 22. Пасхальные каникулы занятие занятие 23. Интересные истории о занятие Великобритании и англичанах. 24. Знакомство с занятие английской литературой. 25. Спорт и здоровый занятие образ жизни. Виды спорта, популярные в Британии и в Америке. 26. Британские футбольные занятие клубы. 27. Здоровое питание. занятие 28. Свободное время. занятие самореализации средствами иностранного языка; чувство национального самосознания, патриотизма, интерес и уважение к другим культурам; развитие личных качеств, таких как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность. Регулятивные: мотивация к изучению английского языка; умение планировать свое речевое и неречевое поведение. Познавательные: социокультурная компетенция (приобщение к реалиям, культуре стран изучаемого языка, развитие умения представлять свою страну в межкультурном общении); языковая компетенция (сопоставление языковых явлений в изучаемом и родном языках. Коммуникативные:коммуникативная компетенция (умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли). Личностные: уважение к другим странам мира, их традициям, культуре, интерес к здоровому образу жизни Регулятивные: - навыки и умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; 29. Проект: Хобби увлечения. и защита проекта 30. Живая природа. Живая занятиеприрода Британских путешес островов. твие 31. Животный мир. занятие 32. Мир растений. занятие 33. В зоопарке. занятие 34. Защита «Путешествие границу» проекта защита за проекта умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки. Познавательные: исследовательские учебные действия: умения работать с информацией (собирать, фиксировать, анализировать и обобщать информацию); освоение во всех видах речевой деятельности лексических умение вести диалог этикетного Коммуникативные: умение говорить о своём свободном времени, навык работы с информацией. Личностные: мотивация к изучению иностранного языка; развитие возможностей самореализации средствами иностранного языка; любовь к природе, экологическая культура в целом. Регулятивные: умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения; проектноисследовательские умения (умения планировать и осуществлять по плану учебно-исследовательскую работу с использованием исследовательских методов наблюдения, описания, анализа данных, устной презентации). Познавательные: освоение во всех видах речевой деятельности лексических единиц, умение рассказывать о жизни животных и растений, домашних питомцев; умение описывать животных, питомцев; Коммуникативные: умение моделировать ситуации общения. Список литературы Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2015.(стандарты второго поколения) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Москва: Просвещение , 2015 - (Стандарты второго поколения). Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - Москва : Просвещение , 2015 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Страноведческий справочник». А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2016г.) «Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2016г) «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Обникс», 2016г) Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. «Сталкер», 2015. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. Пособие «Издательство Астрель», 2015.